рассказы, лирика, проза, вирши

Главная » Рассказы из жизни » Стук в двигателе

Стук в двигателе

|

Много тонкостей кроется в эксплуатации самобеглых экипажей. Особенно это касается выяснения причины посторонних шумов. И здесь столпы эксплуатации транспортных средств, едины во мнении,

что хороший стук в двигателе, наружу выйдет.

Стук в двигателе

Вступление

1. Классификация производственных шумов.

Как всем нам хорошо уже известно, что любое самобеглое транспортное средство, состоит из узлов, агрегатов и механизмов.

Последние, в свою очередь, состоят из валов, осей, картеров, втулок, шестерен, муфт и муфточек и прочих нужностей.

Весь перечисленный бутер, имеет технологические зазоры (квалитеты, системы вал-отверстие и т.д.) иначе, просто машину не соберешь, а если и соберешь «из-под кувалды», то «ОНО» не поедет.

Вот и получается, что при работе, любой механизм издает шорохи, попискивания, повизгивания, всхлипы, хрусты, скрежеты, посвистывания и, не побоюсь этого слова, — постукивания.

Вся выше перечисленная какофония, подразделяется на «свойственные» и «не свойственные» шумы.

К «свойственным», относятся рабочие шумы, которые перекрываются децибелами акустической системы, устанавливаемой на транспортном средстве.

К «несвойственным», относятся шумы, которые уже не в состоянии перекрыть даже самая совершенная акустическая система транспортного средства ни на низах, ни на высоких частотах.

«Не свойственные» шумы, издаваемые организмами транспортных средств, зачастую сопровождаются запахами горелой резины, проводки, изоляции с выделением тепла и света и непарламентскими выражениями водителя данного транспортного средства..

2. Способы устранения шумов.

«Свойственные» шумы устранять не рекомендательно, ибо полное отсутствие таковых, свидетельствует о нерабочем состоянии (клинической кончине) транспортного средства.

3. Диагностика и устранение «Не свойственных» шумов.

Посмотреть на агрегат (узел, механизм) издающий «несвойственный» шум на предмет, — всё ли прикручено, нет ли пробоин (дыр) в картере с вытеканием масла (если оно было туда ранее кем-то залито).
Понюхать агрегат (узел, механизм), не пахнет ли горелым.
Поплевать на объект, на зашипит ли слюна. Если зашипит,- объект перегрет.
Потрясти над ухом (касается элементов электроники, релюшек, коммутаторов, катушек и т.д.) и если нужно, пошлепать ладонью по поверхности (должно заработать, только нужно запомнить на впредь, места нанесения шлепков и пометить их маркером.).
Постучать по корпусу (картеру) подручным предметом (авось чего и отпадет).
Отключить (демонтировать) неисправный объект и попробовать работать без него. Если получится, забить на все и продолжать работу без ампутированного органа.
Забить на все и продолжать работу, увеличив громкость акустической системы. Должно притереться или отпасть. Хороший стук наружу выйдет.
В крайнем случае, обратиться за помощью к специалистам.
И последнее: Открыть Камасутру, прилагаемую к транспортному средствию и прочитать инструкцию.
И так, с производственными стуками мы разобрались и начальное представление о таковых, имеем.

Теперь перейдём к собственно повествованию.

Состоял я, в бытность свою, при должности начальника автотранспортного цеха в нефтегазоразведочной экспедиции, месторасполагающейся на Крайнем Севере.

Работа наша заключалась в транспортном обеспечении производственных процессов предприятия и его базового поселка .

Был у нас в цехе один водитель по имени Фома о котором ранее уже писалось в рассказе «Ведро».

Фома, как и все узлы транспортных средств, стучал. Ну не откровенно стучал, а так, постукивал..

Стучал во всех плоскостях жизненной и производственной деятельности экспедиции.

Стучал по вертикали, по горизонтали, не гнушаясь и диагоналями.

Стучал не вот, специально, а походя, как бы, между прочим, типа, случайно обмолвившись.

Бывало, едет какой либо начальник с Фомой с подбазы до базового поселка на его КРАЗе (он любил начальство в попутчики прихватывать), ходу по ледовой дороге по руслу реки, где то, около трех часов.

Едут, а Фома повествует начальнику в уши о жизни, не забывая рулить, однако.

Цитирую (выборочно) монолог Фомы:

— Чадь, коллектив то у нас хороший, хороший. Чево таким то коллективом не руководить!

И парни то все один к одному,- молодцы!

Вон, Саньку Тверёзова возьми к придмеру..

И рейсов то у ево, поболе чем у других, в месяц выходит.

И машина ухожена, да и баба справна что с переду, что с заду, любо-дорого глянуть и в торговле работат(что, по критериям Фомы- немаловажно) .

Да дурачку досталсь, баба то така!

Как выпьет, дурак-дураком. Третьево дня бражки нажралси, как свинья! Куды это годно то? Да и в рабочее, время. И так с похмелья и поехал в рейс! А так, када тверёзый, справный шофер, справный!

Или, вон Тольку Чепалова взять.

Механик от Бога. И в машинах понимат, и подскажет завсегда, если чо, но бабни-и-и-к!!!! Ой, бабник! Прямо скажу, — бесстрамник!

Надысь, у сейсмиков повариху на летучке увез, дык день кувыркалися.! Шутка ли в деле то!? Это-ж скоко ему силы то запонадобилось на это дело!? Страм да и токо!

А на восьмо марта в прошлом годе в Мотыгино, дык аж двух бабов в гостиницу привел! Ну вот куды ета годицца! Ну ладно бы одну, а то две сразу, куды ему стоко? Одно слово,- кобель крученнай!

Да ладно, хошь, Светка то евойнная ничево про то не знат!

Чадь, детишки у их! Вы уж, Светке то про то не сказывайте! Чо уж теперь. Дело то мужицко, кобелинное.

А так, Толька, мужик, что надо!

Да вон и Генка камуляторщик у нас, специалист каких поискать, да не вдруг сыщешь! Он и в электрике разбиратся, покрепше иной министры (министра). И аккуратист. Всё-то у него чистенько да по полочкам разложено и вода десятилированная, что слеза Христова, чистая.

И к слесарному делу, рукоспособность у ево наличествует. Чадь вон, намедни, самогонный аппарат из десятиллиратора изладил, залюбуисси, хошь щас прям на ВДНХу вези, с рукам оторвут.

Дык у ево и самогон, што твой спирт медицинский, выходит с тово аппарата! Со стопаря, натощак любо-кажного с ног валит! Второго дня все слесаря ужрались в лежку, прям в гараже. Ой и смеху то было, чудики да и токо!

А брагу ставить Генка, не умет! Даром, што в електрике понимат!

Крышку то во фляге, электродом или иным тому подобным, гвоздем законтрить то надо было! А у ево, как крышку то сорвало, так всю кладовку с кислотой, обделало брагой! Насилу отмыл. Он у нас аккуратист.

А Варька то диспеччерша у нас! И грудаста собой спереду, да и с заду, что твоя царевня шамаханская!

Ладная баба, ладная! И подскажет, как путевочку оформить правильно, и горючее подщитат (подсчитает), комар носу не подточит.

А вот вырез в кофте спереду, аж до пояса достигат. Это-ж, куды так! Пока путевку оформляшь, насмотрисся, потом за руль не влезть. Торчун одолеват. Мешат…, в руль упиратся!

А дорога-то така, што не забалуешь, а он торчмя торчит! Шутка ли дело то? Не ровён час и в листвяк радиатором впечатаесси. И будет руководство страмить потом при всём народе.

Хошь бы Егорыч ей сказал, как начальник (это уже про меня), штобы хошь, булавкой застегнула вырез то, повыше. А то вить, разварат полнейший!

А Шурка Долговёрстов!

И за машиной доглядит, и подмажет где надо и сам в чистеньком ходит, а вот лаберности в ём мало! Скалозуб и просмейка! Как токо ево на вахтовке дёржут!? На вахтовку нужон мужик обстоятельный, с сурьёзом штоб был!

Меня вон уж скоко времени минуло тому назад, как на ведре ехал я по нужде, а этот скалозуб, всё меня с языка не спускат. Да приврал ещё от себя половину. А ему нову вахтовку дают. Чо это, рази порядок!

И так, за два с лишним часа пути, Фома успевал, походя, слить компромат, практически, на каждого работника АТЦ., включая механиков и диспетчеров с уборщицами.

Не обделены были в его аналитических справках и жёны работников. Всё то и про всех, знал наш Фома!

В конце каждого такого обзора, Фома просил «не сказывать мужикам», а то, мол, при случае морду начистиют, а Шурка (жена) потом засмеет, скажет, достукался, Фомка!

А чо я стучал рази!?

Так, токо, чтобы путь скоротать да и всё. Делов — то!

И надо сказать, что при всём при, том, шофера Фому не побили!

На корпоративы Фома не ходил (Шурку свою ревновал), а на трезвую голову, какой же водитель будет коллеге фейс чистить?!

Не по понятиям это!

Однажды, после очередного слива Фомы, мне удалось предпринять ряд превентивных мер, направленных на предотвращение вселенской пьянки подведомственных мне работников на полевом объекте, с изъятием у них, спиртосодержащих составов (Такие подзаконные мероприятия, порой практиковались. У водителей изымалось спиртное, а по возвращении их на базу, возвращалось. Права на личную собственность, ни кто не отменял)

На следующий день после данной акции, у Фомы что – то не заладилось с его КРАЗом.

При запуске двигатель издавал «несвойственные шумы», что-то там звенело.

Внешне все было нормально, но звон имел место быть.

У кого только Фома не испрашивал совета, все только плечами пожимали, мол,- не знаем, ни чего подобного не встречалось.

Саньк! Чадь надысь у тебя двигатель стучал, дык как тада он стучал, покажи,- просил Фома тоже водителя КРАЗа, Сашку Тверёзова.

Сашка, будучи человеком буковатым, как мог, так же бубнительно-буковато: « Бу-БУ-Бу-Бу-Бу….»,- голосом воспроизвёл «несвойственный» шум его двигателя, когда тому потребовалась расточка коленчатого вала.

А так не стучал: «Блюм-блюм-блюм-улю-лю-лю-лю…………?», исполнял Фома свою партию художественного звона.

Не, так не улюлюкал,- бубнил Сашка в ответ.

Механики тоже сбились с толку. Ни кто из них доселе, не слыхивал такого звону.

Разгар зимника, машин на линии не хватает, а тут еще, Фома со своим звоном, достал. Все сходились во мнении, что стук в двигателе, наружу выйдет.

Что только не предпринимали в процессе поиска источника звона:

— Компрессор отсоединяли, -звенит;

— генератор отсоединяли, -звенит;

— помпу отсоединяли,- звенит;

— муфту сцепления сняли, -звенит;

— выхлопной тракт отсоединили, — ревёт, но звенит.

Пришел Фома ко мне испросить разрешения на снятие поддона картера двигателя.

Я уж и Нину Сверчкову, и Надю Трубникову (диспетчеры), приглашал послушать и глянуть, и оне ни каво не обаружили, а уж Надька то, понимат, у её мужик при экскаваторе состоит,- между делом, продолжал стенать Фома.

Разрешение получено, поддон снят.

Фома позвал меня, чтобы я лично посмотрел на двигатель изнутри (тогда не считалось зазорным начальнику АТЦ, поднырнуть под машину для выяснения неисправности).

Фома спереди, светил мне переноской, а я на лежаке подкатился под КРАЗ и осматривал двигатель.

Фома, пытаясь направить поудобнее свет переноски, повернулся под передком КРАЗА и в это время, раздался где то ранее слыханный мной звон.

Вот, опять звенит,- обрадовано воскликнул Фома.

Далее последовала немая пауза. Мы с Фомой, в не совсем парламентских позах

(я,- распластавшись на лежаке, Фома,- стоя рачком под передком машины), смотрели друга в немом ступоре.

Первым стал приходить в себя я,- а какого, мол, хрена, он у тебя звенит, если двигатель не работает и на половину разобран, — спросил я.

Дык и я диву даюсь, еще вчерась приметил это дело, — ответствовал Фома (в лоб бы треснуть, да сан не позволял).

Когда Фома стыл выпячивать свой зад из-под передка машины, вновь раздался уже знакомый звон. стук в двигателе, наружу вышел.

При более детальном осмотре передка машины, мною был обнаружен источник «несвойственного» шума.

К патрубку котла подогрева, чьею-то заботливой рукой, на медную проволочку было привешено самое натуральное ботало (см. фото).

Теперь я вспомнил, где я слыхивал этот звон:

— в юности на практике, — когда прогоняли стадо с пастбища (на шеях наиболее блудливых коров висели ботала).

— в зрелом возрасте, — проездом через стойбища оленеводов, -на шеях оленей.

— совсем недавно, — в КУНГе* вахтовки Сашки Долговерстова (Скалозуба, как его навеличивал Фома).

Итог научно-технического эксперимента:

— обнаружен и локализован источник «несвойственного» шума при работе двигателя ЯМЗ-238;

— простой автомобиля в течении трех рабочих дней;

— потеря руководством ценнейшего источника оперативной информации в лице Фомы (с той поры, Фома больше ни кого и не о чём не информировал).

А ботало то, Фома оставил себе и, по оформлении на пенсию, в силу рачительности характера, , увёз с собою в Самарскую губернию (к чему добру то пропадать? Опять же, — трофей!).

 

Ботало

Не нами выведено это заключение, но оно действительно до сих пор во всех направлениях технических отраслей нашей Родины. Хороший стук, , включая, стук в двигателе, наружу выйдет.

Читайте мои стихи и рассказы на slovoblyd.ru




Рубрика: Рассказы из жизни, юмор | Метки:

9 комментариев

  • Ольга

    Егорыч, спасибо!! Знакомо то, о чем написано…
    Пишите еще!!! Ваши рассказы — это сериал добрый, старых фильмов!!!

    Ответить
    • egorich

      Спасибо за отзыв!
      Есть в запасе еще сюжеты. Напишу!

      Ответить
  • Евгений

    Николай Егорыч, очень замечательное вступление к рассказу. Если читать студентам-транспортникам лекцию — на сколько больше было бы хороших специалистов.
    С днём Танкиста Вас и до встречи.

    Ответить
    • egorich

      Практика,- это когда все исправно работает, но ни кто не в силах объяснить, — ПОЧЕМУ?
      Теория, — это когда все всё знают, но ничего не работает….!
      Так что, все из жизни «взядено»!
      Из практики, из глубин гаражных смотровых канав и кулуаров шоферских курилок.
      Потом эти ценнейшие крупицы селекционируются и часть из них ложится в основу (шоферских же) анекдотов с каждым пересказом, обрастающих дополнениями, а другая часть обрабатывается в технических издательствах и ложится в главы инструкций,наставлений и, подобных тому,- технических КАМАСУТР.
      Спасибо за комментарий!

      Ответить
  • Ulcedsaddex

    Меня возьмёш?

    Ответить
    • egorich

      Всенепременно!

      Ответить
  • Женя

    Не ожидал, что Николай Егорыч может так классно описывать ситуации, прям как-будто я сам все видел.
    Пишите дальше, а мы будем с удовольствием читать!

    Ответить
  • Женя

    Не ожидал, что Николай Егорыч может так классно описывать ситуации, прям как-будто я сам все видел.
    Пишите дальше, а мы будем с удовольствием дальше будем читать!

    Ответить
    • egorich

      Спасибо за отзыв!
      Я постараюсь писать и публиковать почаще, на близвие нам темы!

      Ответить
Оставить комментарий
Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *
Имя *
Email *
Сайт
Ваш комментарий
 scrollToTop